Перспективы частных музеев
Частные музеи – перспективное и интересное направление для организации собственного бизнеса. Эта ниша пользуется в России стабильным спросом, особенно в городах с развитым туризмом.
Плюсы и минусы музейного бизнеса
Каждый бизнес имеет положительные и негативные стороны, с которыми непременно сталкивается предприниматель – простота и сложность организации, конкуренция, окупаемость и пр. Музейный бизнес имеет преимущества:
- не требует лицензирования
- актуальность идеи
- простота организации
- быстрая окупаемость
Недостатки:
- зависимость от расположения
- сезонность
- необходимость специальных знаний
- надежная охрана
Выбор тематики музея
Выбор тематики определяется рядом факторов:
- наличием или отсутствием опыта работы в музейной сфере
- знанием темы
- наличием собственных коллекций
- конкуренцией
- туристической привлекательностью региона
Анализ целевой аудитории
Дополнительно необходимо провести анализ целевой аудитории. Он покажет, насколько посещаемым будет музей той или иной тематики.
Тип предприятия
После выбора темы нужно определиться с типом предприятия: закрытый или под открытым небом.
Регистрация ИП
Любой бизнес необходимо регистрировать. Есть два варианта регистрации: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Большинство частных музеев России зарегистрированы как ИП. Для регистрации ИП необходимы следующие документы:
Документ | Описание |
---|---|
Копия паспорта | |
Квитанция об уплате госпошлины | |
Заявление по форме Р21001 | |
Заявление в налоговую инспекцию |
Упрощенная система налогообложения
Предпринимателям-новичкам рекомендуется использовать упрощенную систему налогообложения (УСН).
Идеальное место для музея
Идеальное место – это культурный или исторический центр города. Основной поток посетителей – туристы. Большинство из них не будет искать музей в другом конце города, особенно если он только открылся и еще не обрел массовой популярности.
Плюсы открытия музея в центре города:
- удобная транспортная доступность;
- увеличение количества посетителей.
Минусы:
- высокая арендная плата, что может стать проблемой при конкуренции с крупными компаниями и предприятиями, для которых стоимость аренды не является важным фактором;
- плотная застройка центра города затрудняет организацию зоны отдыха для посетителей, что влечет дополнительные расходы на аренду.
В качестве альтернативы музеям, которые не могут позволить себе высокую арендную плату в центре города, предлагается открывать выставки в заброшенных промышленных и исторических зданиях: заводах, мастерских, военных госпиталях, казармах, библиотеках, галереях или домах, где жили известные личности.
Если у музея нет возможности оплачивать аренду или покупать помещение, он может сотрудничать с другими музеями, которые предоставят пространство для выставок в обмен на часть прибыли и решение организационных вопросов.
Формирование экспозиций:
- частные коллекции;
- аренда отдельных экспонатов или целых коллекций в других музеях.
Справа вы можете видеть справочную информацию о формировании первых музеев в России, которые были созданы на основе частных коллекций. Эрмитаж, например, впервые пополнялся только частными коллекциями.
Подбор персонала:
- экскурсовод;
- реставратор;
- охранник;
- кассир-бухгалтер;
- оценщик.
Экскурсовод должен обладать глубокими знаниями экспозиций, уметь находить связи между экспонатами и предоставлять контекст их исторических находит. Идеально, если он владеет иностранными языками для проведения экскурсий для туристов из других стран. Реставратор необходим для восстановления археологических находок, таких как керамическая посуда. Охранник обеспечит безопасность музея, а кассир-бухгалтер может объединить две роли, сокращая расходы на персонал. Оценщик поможет в приобретении новых экспонатов и обеспечит их подлинность.
Финансовый план:
Начальные вложения:
- покупка или аренда помещения (от 50 000 рублей);
- мебель для экспозиций (200 000 рублей);
- оборудование для поддержания температурно-влажностного режима (100 000 рублей);
- уплата государственной пошлины (800 рублей);
- реклама (60 000 рублей);
- заработная плата сотрудников (150 000 рублей);
- покупка экспонатов (от 100 000 рублей).
Доходы:
Привлекательность города, расположение музея, сезонность и интерес посетителей к выставкам влияют на доходность. Средняя стоимость входного билета — 200 рублей. Кроме того, музей может получать дополнительный доход от услуг экскурсовода (1000 рублей) и разрешения на фотосъемку экспонатов (100 рублей).
Ежемесячный заработок: 400 000 рублей.
Подсчет прибыли:
Ежемесячный доход в размере 400 000 рублей вычитаете налоги, коммунальные услуги и заработную плату сотрудников.
Чистая прибыль: 200 000 рублей.
Окупаемость: от 1 года.
Музейный бизнес не является новым явлением, но по-прежнему актуален. Основой для его развития могут служить частные коллекции. Приобретение экспонатов осуществляется легальным путем, без участия черных археологов или охотников за древностями.
Свежие комментарии