На протяжении тысячелетий сущест вования человечества по требности людей постоянно менялись. По мере развития цивилизации, запросы человека возрастали и становились более изощренными. Удовлетворение по требностей человека, в большинстве случаев, стоит денег. Дайте людям «хлеба и зрелищ — это все, что им нужно» — так считали сенаторы Древнего Рима. Такой взгляд на по требности людей можно назвать циничным, но именно за это человек всегда готов платить.
На отечественном рынке услуг набор зрелищных мероприятий весьма ограничен. Бизнес развлечений в развитых зарубежных странах имеет и больший ассортимент в предложении, и более широкую доступность для населения, и более высокую привлекате льность с точки зрения качества услуг.
На сегодня в России существует значит ельный вакуум в сфере про ведения досуга, а то немно гое, что присутствует на рынке развлечений, пришло из прошлого или сводится на нет недоступными для большинства людей ценами и нашим «ненавязчивым сервис ом». Как известно, природа не терпит пустоты и этот вакуум объективно будет заполняться. Насыщение рынка пойдет по путям: увеличения разнообразия предлагаемых услуг и повышения их качества.
Собственно, заполнение это уже началось. Мы являемся свидетел ями распространения ранее неизвестных и недоступных развлечений, таких как: ночные клубы, казино и гольф-клубы, таких состязаний как пейнтбол, со ревновения по бодибиддингу, все большие аудитории собирают турниры по большому теннису, боевым искусствам борьбы и так далее.
Одна ко, зарубежный опыт свидете льствует, что все эти развлечения по своей массовости (по числу зрите лей и участников) не идут ни в какое сравнение с автомобильными гонка ми. Со ревнования по автогонкам по количеству присутствующих зрите лей значит ельно опережают такие массовые развлечения, как футбол, хоккей, теннис, концерты рок-музыкантов, различные театр ализованные представления и т.д. Эти со ревнования красочны, зрелищны, азартны, на них царит атмосфера праздника и они одновременно до статочно демократичны, чтобы собирать людей самого разно го благосостояния, положения, образования, интересов, возраста и пола. Эти со ревнования настолько увлекате льны, что способны удерживать на своих местах сотни тысяч людей в течение 3-4 часов. Для одних — это азартное зрелище, для других — возможность сбросить стрессы, для кого-то — удобный случай провести с семьей выходной день, кто-то удовлетворяет жажду острых ощущений в ожидании катаст рофы, а кто-то показывает сыну примеры человеческого мужества и мастерства.
Отсутствие по добно го зрелища в России указывает на существенную незаполненную нишу на рынке бизнеса развлечений, на потенциаль но огромную зрите льскую аудиторию, ожидающую появления по добно го зрелища.
Это то, о чем широкий зрите ль слышал и то, что всегда мечтал увидеть; то, чего у нас никогда не было; за что зрите ль готов платить свои деньги.
Задачей настоящего бизнес-плана является рассмотрение практической возможности ст роите льства в непосредственной близ ости от Москвы спорт ивно го комплекса для кольцевых автомобильных гонок, например, типа «Nascar», в период 1996-1998 годы и эффективности его последующей экс плуатации.
Резюме
Предлагается создание спорт ивно го комплекса для кольцевых автомобильных гонок типа Nascar в ближайшем Подмосковье (район Ново-Передел кино).
Предлагается обеспечить максимальную привлекате льность комплекса для жите лей близлежащих районов города Москвы путем создания системы услуг, являющихся дефицитными в этих районах, и превращения комплекса в зону отдыха района.
Планируется основной доход получать за счет продажи билетов на со ревнования по автогонкам. Со ревнования про водить 7-8 месяцев в году за счет ст роите льства стадиона с утепленными трибунами, обеспечивающими максималь но комфортные условия для зрите лей при любой по годе.
Устойчивая реализация билетов будет обеспечиваться:
• создани ем специаль ной службы по продаже билетов, имеющей широкую сеть пунктов реализации по всей Москве;
• про ведени ем целенаправленной рекламной кампании по телевидению, радио, в периодической печати, почтовой рассылкой и т.д.;
• создани ем максималь но комфортных условий, поз воляющих зрител ям присутст вовать на стадионе при любой по годе;
• предложени ем зрител ям невиданно го доселе, яркого и увлекате льно го зрелища, организованно го в России впервые.
Как показали расчеты. Инвестор получит около 55,0 млн. долл. чистой прибыли за первые три года экс плуатации комплекса. Рентабельность затрат на организацию работы комплекса составляет 362%.
Срок возврата пер воначальных вложений Инвестора (пер воначаль но израс ходованных средств) оценивается в 4 года, из них: 2 года 9 месяцев — ст роите льст во комплекса, и 1 год 3 месяца — экс плуатация.
В заключение надо сказать, что автогонки и авто бизнес вокруг них чрезвычайно развиты и популярны во всем мире. В России ст роите льст во специаль но го стадиона для кольцевых автогонок — это первый шаг, начало большого дела, имеющего громадные перспективы и огромный рынок. Это дело сейчас по добно железно дорожному составу, готовому тронуться в путь. Тем, кто хочет на нем ехать, надо успеть сесть в вагон и занять свои места, иначе поезд российских автогонок уйдет без них: «Кто не успел — тот опоздал!»
Оценка конкурентов
Как уже упоминалось выше, спорт ивный комплекс для кольцевых автомобильных гонок не имеет конкурентов и будет являться абсолютным монопо листом в России, поскольку по добные со ревнования пока нигде не про водятся. Одна ко ряд подразделений СК, таких как: службы питания, торговли, спорт ивных и культурных мероприятий, врачебная служба и другие несомненно будут иметь конкурентов в Москве и близлежащих районах города.
Поэтому необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.
Соревнования по автогонкам будут про водиться в выходные дни один раз в неделю. В осталь ное время СК должен работать в основном как торговый центр, зона отдыха, занятий спортом, про ведения досуга.
Таким образом, в дни про ведения со ревнований все службы СК работают со зрител ями, приезжающими специаль но, чтобы пос мотреть автогонки, со всего Московского региона. Для них здесь предлагается не имеющее аналогов зрелище. Это не постоянная аудитория. Она меняется от со ревнования к со ревнованию в течение года. Прибыль, получаемая от про ведения со ревнований, является до минирующей статьей дохода СК.
В период между со ревнованиями, в течение недели, основным контингентом посетите лей СК будут жители Ново-Передел кино. Для них постоянно будут работать рестораны, магазины, бассейны, теннисные корты, пляж, гимнастические залы, площадки для игр, лыжная база, бани, сауны, площадки аттракционов и компьютерных игр, дискотека, библиотека, кинотеатр, охраняемые авто стоянки, АЭС, мастерские по ремонту и мойка авт омашин, массажные и зубоврачебные кабинеты, диагностический центр, аптека, парикмахерская, залы лечебной гимнастики и шейпинга, различные детские спорт ивные школы.
Все из перечисленно го выше либо полностью отсутствует в районе Ново-Передел кино, либо является дефицитом в прилегающем к СК микрорайоне.
Расположение этих подразделений СК в помещениях юго-восточной трибуны, ко торая протянется на 1,2 км вдоль Лукинской улицы, по другой стороне ко торой находится жилая заст ройка Ново-Передел кино, даст возможность непрерывной работы этих предприятий практически в отсутствии какой-либо конкуренции. Эти пред приятия органически вписываются в инфраструктуру района, заполняя существующие там ниши и пустоту. Все это будет в значите льной степени способст вовать популяризации СК, превращению его в торговый, культурный, спорт ивный центр и зону отдыха района.
Оценка рисков и страхование
Рассмотрим причины, ко торые могут изменить степень риска планируем ого бизнеса.
На наш взгляд, могут быть следующие основные причины:
1. Форс-мажорные обстояте льства, связанные со стихийными природными бедствиями.
2. Изменение по литической ситуации в стране, ко торая снизит у зрите лей интерес к автомобильным гонкам или уменьшит интерес Инвестора к проекту.
3. Возникновение межнациональных или межрегиональных конфлик тов.
4. Организация забастовок, актов гражданского неповиновения или иных стихийных или подготовленных выступлений определенных слоев населения.
5. Изменения в налоговом регулировании в России.
6. Колебания курса свободно конвертируемой валюты по от ношению к рублю.
7. Опасности, вызванные высокой криминогенной ситуацией в стране.
Вероятность возникновения Причины 1 в Москве ничуть не выше, чем в осталь ном мире, и это не является во всем деловом мире основани ем для снижения коммерческой активности.
Причина 2 возможна, ее вероятность еще более возрастает в связи с предстоящими выборами. Одна ко, какое бы ни было правите льст во — правое или левое, людям всегда нужен отдых, нужны развлечения и поэтому изменение по литической ситуации вряд ли оттолкнет зрителя от стадиона. Другое дело, что эти изменения могут повлечь за собой изменение от ношений собственности, иными словами, экспроприацию. Одна ко реальные левые по литические силы, действующие сейчас в России, в том числе и коммунисты, в своих программах исключают всеобщую экспроприацию, а говорят, разве что о национализации криминаль но пр иватизированных крупных пред приятий. Таким образом, вероятность реализации причины 2 не так уж велика.
Возникновение причины 3 в Москве, столице государства, где рас положены все правите льственные учреждения, просто не реаль но. Наличие таких конфлик тов в других регионах России едва ли отразится на посещаемости со ревнований в Москве.
Причина 4 имеет высокую вероятность появления. Одна ко серьезно отразиться на деяте льности СК могла бы лишь, к примеру, мно гомесячная забастовка работников московского метропо литена. Вероятность про ведения та кой длите льной забастовки в столице равна нулю.
Возможность появления причины 5 чрезвычайно высока. Изменения в налогообложении ожидаются уже давно. Одна ко едва ли введение ново го Налогово го Кодекса приведет к ухудшению финансово го положения объектов культуры и спорта, к ко торым от носится спорт ивный комплекс для кольцевых автомобильных гонок.
Причина 6 проявляется в России ежедневно. Одна ко про водимая Центральным Банком по литика в значит ельной мере сделала прогнозируемым движение валютно го курса. Нет оснований считать, что принесшая реальные положите льные результаты по литика будет изменена. Обвал рубля по типу «черно го вторника» может ухудшить финансовое положение СК. Но ситуация обвала не продолжите льна по времени, в противном случае она бы привела к краху всю эк ономику страны. Учитывая высокую рентабельность пред приятия и непродолжите льность воздействия эк стремаль ной ситуации, считаем, что негативные последствия та кого «обвала» для СК вряд ли будут сколько-нибудь ощутимы.
Причина 7 имеет высокую вероятность проявления в связи с криминогенной обстановкой в Москве. Опасность может представлять, во-первых, терроризм. Одна ко его проявление в России ничуть не выше, чем в любой другой демократической стране Запада, и это не является решающей причиной снижения деловой активности. Во-вторых, существует опасность криминаль но го рэкета. Для борьбы с ним предусматривается создание в структуре Дирекции комплекса специаль но го отдела безопасности, укомплектованно го высококлассными специалистами и специальным оборудовани ем. Этот отдел совместно со службой охраны СК обеспечит спокойную работу пред приятия. Наконец, в-третьих, есть опасность государственно го рэкета или поборов чиновников. Одна ко негативные последствия этой ситуации, при умелой постановке работы, будут полностью компенсированы положите льными моментами от ее использования.
В заключение надо сказать, что возможно оформление страхово го по лиса на страховку финансово го или ино го риска планируем ого бизнеса. Но с нашей точки зрения это просто не нужно, так как про веденные расчеты показали очень высокую рентабельность вложений и большую прибыль со сравните льно коротким сроком возврата пер воначальных затрат.
Оценка рынка
На Западе профессиональные автогонки про водятся практически с начала века, с момента появления серийных автомобилей. Традиция про ведения со ревнований в течение 90 лет сформировала целую отрасль бизнеса развлечений. В силу того, что по добные со ревнования всегда притягивали к себе огромное число зрите лей, автогонки стали прекрасным местом, где автомобилест роите льные фирмы могли демонстриров ать потенциальным по купател ям свои последние достижения: новые автомобили, авто резину, аксессуары и т.д. Фирма, выпустившая победивший в автогонках автомобиль, могла рассчитывать на значит ельный рост прибылей от продажи своих машин. В связи с этим автомобилест роите льные фирмы и другие пред приятия (часто далекие от автобизнеса, но желающие разместить свою рекламу на бортах гоночных машин и прославиться вместе с победителем со ревнований) не жалели и не жалеют денег на развитие автогонок.
Для про ведения со ревнований ст роятся огромные стадионы, вмещающие до полумиллиона зрите лей, прокладываются специальные трассы (например, трассы «Формула»).
В СССР всякая конкуренция отсутст вовала в принципе, не только в автоделе, поэтому не было стимулов для автомобилест роите льных заво дов вкладывать деньги в организацию со ревнований. Такую роскошь из альтруистических соображений могло поз волить себе только государст во. У нас получили неко торое развитие мотоспорт и авто кросс. Но из-за плохой организации со ревнований, отсутствия специальных трасс, отсутствия нормальных помещений и трибун для зрите лей, эти гонки никогда не собирали более или менее значит ельных аудиторий.
Можно было бы констатиров ать полное отсутствие рынка по добных услуг, если бы два года назад в Крылатском не начали про водить так называемые «Гонки на выживание». Эти со ревнования были организованы АО «Коррида-А» и начали регулярно про водиться с января 1994 года. В течение года проходит примерно 15 со ревнований и к концу 1995 года было про ведено 30 стартов.
Рублевая цена входно го билета в пересчете на долларовый эквивалент составляет в среднем 4 доллара и растет в зависимости от роста валютно го курса.
Трибуны стадиона для про ведения «Гонок на выживание» рассчитаны на 8000 человек. Если на первые со ревнования приходило не более 700 человек (январь-март 1994 г.), то уже в середине летнего сезона 1994 г. (май-ноябрь) было 8000 зрите лей. В летний период маленький стадион не мог вместить всех желающих пос мотреть со ревнования и зрители располагались на холмах вокруг стадиона.
Необходимо отметить, что та кое нарастание зрите льского интереса — более чем в 10 раз за незначит ельный отрезок времени (5 месяцев), было достигнуто практически только за счет устной рекламы со ревнований (по принципу: «Я там был, советую пос мотреть»). Популярность со ревнований мгновенно выросла, несмотря на то, что:
а) полностью отсутст вовала какая-либо системная рекламная кампания;
б) не были созданы сколько-нибудь комфортные условия для зрите лей, участников со ревнований и обслуживающего персонала (неудобные открытые трибуны, отсутствие обслуживания зрите лей во время со ревнований, подверженность зрите лей капризам по годы, грязь на стадионе и т.д. и т.п.).
Эти со ревнования, про водимые в эк стремальных условиях (с точки зрения организации, с точки зрения удобств) с полным правом носят название «гонок на выживание» как для участников, так и для зрите лей.
К концу летнего сезона 1994 года организаторы со ревнований пришли к выводу, что для поддержания и развития достигнутого успеха необходимо:
а) организов ать и регулярно про водить рекламную кампанию;
б) провести реконструкцию стадиона и трассы.
По свидете льству руководите лей АО «Коррида-А» наибольший эффект, с точки зрения роста зрите льской популярности, дают регулярные телевизионные передачи «Гонки на выживание» по московскому каналу, трансляция со ревнований по кабельному телевидению, информация о со ревнованиях в журнале «За рулем».
Фирма АО «Коррида-А» планирует пост роить в 1996-1998 годах новую трассу длиной 1 км, трибуны на 15-20 тысяч зрите лей, гостиницу пяти звездно го класса, рестораны, кафе, магазины. Общая сумма планируемых на развитие комплекса инвестиций достигнет 60 млн. долларов США.
Среди спонсоров и инвесторов проекта такие компании как:
ТВТ, Юникол-76, АО «Логоваз», «Сименс-Трик», Монтана, Тексако, Финансовая корпорация «Траст», банк «Метрополь», Уником банк, Союзный банк развития, банк «Деловой кредит» и ряд коммерческих банков.
Соревнования планируется про водить в плане развлекате льно го шоу с элементами каскадерства. Ввиду низкой стоимости входных билетов, со ревнования рассчитаны на широкую аудиторию, начиная от низкооплачиваемых служащих и студентов и кончая так называемым «средним классом».
Оценивая потенциальную аудиторию предлагаемых со ревнований по кольцевым автомобильным гонкам, можно предположить, что определяющим посещаемость фактором станет цена входно го билета. Цены на билеты будут дифференцированы в зависимости от занимаем ого ряда, близ ости старта и боксов. Представляется целесообразным установить диапазон цен на входные билеты в пределах 40-100 долл. США.
Учитывая пропорциональ ное соот ношение дешевых и дорогих мест, можем принять для последующих расчетов среднюю стоимость входно го билета — 50 долларов США.
По данным «Статистического обозрения» № 10 за 1995 год в структуре использования денежных доходов населения России 74% составляют рас ходы на покупку товаров и оплату услуг (эти рас ходы не включают обязате льные платежи и взносы, на копления в банках и покупку конвертируемой валюты в «чулок»).
Согласно публикуемому Госкомстатом России обзору «Социально-эк ономическое положение России», 11% населения Москвы имели на конец 1994 года средне душевой доход свыше 1,2 млн. руб. или 343 долл. в месяц на человека (по курсу доллара на тот же момент). Это значит, что ежемесячные рас ходы этой категории людей на приобретение товаров и оплату услуг составляли 254 долл. в месяц.
По данным Госкомстата население Москвы и Московской области составляет примерно 15,6 млн. человек, не считая приезжих. Несложные вычисления показывают, что наша потенциальная аудитория равна 1,7 млн. человек.
Этот же вывод косвенно подтверждают данные ГАИ Москвы. Согласно этим данным, на конец 1995 года в регионе Москвы и Московской области зарегистрировано 550 тысяч авт омашин-иномарок (европейского, американского и японского производства). Такие автомобили приобретаются людьми, имеющими до статочные средства на их содержание. Из расчета: один автомобиль на семью из 3-х человек, получается 1,65 млн. человек с доходом выше среднего.
Приведенные цифры отражают статистику по учтенным доходам. Ясно, что реальные доходы этой категории людей в 2-3 раза больше официальных.
Кроме того, эта статистика не учитывает до статочно большой контингент мелких пред принимате лей, не получающих зарплату по «ведомости» (например, распространенные в Москве «челноки» и др.).
Помимо этого, остался за пределами данных миллионный контингент приезжих. Можно по-разному оценивать материаль ное положение приезжающих в Москву людей. Особенно в последние годы среди них возросло количест во беженцев и неимущих. Одна ко основная масса «приезжих» всегда направлялась в Москву для того, чтобы что-то купить, чтобы потратить деньги.
Все вышесказанное поз воляет оценить потенциальную аудиторию со ревнований по автомобильным гонкам в Москве и Московской области в 2,0-2,5 млн. человек. Это те люди, ко торые имеют до статочный доход, чтобы тратить в год по три тысячи долларов и более на покупки и развлечения. Вполне реаль ной представляется вероятность, для таких людей, потратить небольшую сумму на невиданное доселе развлечение один или два раза в год.
В течение года на СК может быть про ведено примерно 30 со ревнований. Определенный нами состав более чем до статочен, чтобы заполнять стадион на 48 тысяч зрите лей в течение всего года.
Что же может побуждать этих людей по купать билеты на со ревнования и посещать СК? Можно выделить следующие основные причины:
• по требность в необычном, невиданном еще зрелище;
• желание опасно го, рискованно го, азартно го зрелища;
• желание побывать в престижном месте в кругу известных людей;
• желание интересно провести время с друзьями или с семьей;
• доступность, территориальная близ ость та кого необычно го соревнования;
• желание уст роить детей в спорт ивную школу;
• желание заняться спортом самому;
• желание воспользов аться услугами какой-либо службы комплекса.
Очевидно, что работа СК должна быть направлена на рас ширение охвата клиентов, на предо ставление конкурентоспособных тарифов на услуги, а также системы скидок, поощряющих приобретение билетов и оплату услуг.
В заключение необходимо отметить, что нестабильность эк ономи ческой, по литической и социаль ной ситуации в стране, а также продолжающаяся инфляция не повлияют существенно отрицате льно на работу СК. Эта уверенность продиктована следующими факторами:
1. Предприятие практически не имеет конкурентов в Москве, области, да и в России в целом.
2. При любом раскладе по литических сил социальная направленность проекта очевидна и полезна.
3. Идущие в стране реформы уже сформировали (особенно наглядно это видно в Москве) до статочно большую прослойку людей, имеющих хороший доход. Этот «средний класс» имеет возможность и желание потратить свои деньги на необычное развлечение.
4. Политика Централь но го Банка поз воляет надеяться на стабильное, прогнозируемое движение курса доллара, что, в свою очередь, дает возможность до статочно точно выст роить финансовую по литику СК.
5. Подобное пред приятие является очевидно выгодным парт нерам для инвестирования средств как российских, так и зарубежных финансовых компаний.
6. Осуществление проекта в дальнейшем поз волит дать толчок развитию отечественно го автомобилест роения и всех смежных отрас лей.
Все это поз воляет дать уверенно положите льную оценку рынка по добных услуг в России.
Постановка задачи
Целью предлагаем ого проекта является создание и развитие в России новой области в сфере бизнеса развлечений на базе спорт ивно го комплекса для кольцевых автомобильных гонок и его эффективная экс плуатация.
Для достижения этой цели представляется необходимым решение следующих задач:
1. Создание ново го пред приятия, например акционерно го общества, ко торое возьмет на себя координацию всех вопросов, связанных с проектировани ем, ст роите льст вом и экс плуатацией спорт ивно го комплекса (СК).
2. Покупка или приобретение в долгосрочную аренду этим предприятием участка земли для размещения СК.
3. Проектирование и ст роите льст во на по лученном участке земли спорт ивно го комплекса для кольцевых автомобильных гонок.
4. Параллельно с выполнени ем п.п.1, 2 и 3 — решение организационных задач, связанных с достижени ем максималь ной эффективности последующей экс плуатации СК.
5. Плановая экс плуатация СК.
Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных задач.
1. Создаваемое пред приятие по своему статусу может быть акционерным общест вом закрытого типа (АО). В состав его учредите лей могут войти: Инвестор (инвесторы), Администрация Москвы и того округа или района, где будет располагаться СК.
2. Речь идет о конкретном участке земли площадью 100 га в районе Ново-Передел кино, рас положенном в 6 км от Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) между Боровским шоссе и Киевской железной дорогой (рисунок 19-1). Владелец (собственник) земли — Агрокомбинат «Московский» войдет в состав учредите лей АО, внеся свою долю уставно го капитала в виде указанно го участка земли. Таким образом будут обеспечены все юридические гарантии на использование земли созданным АО.
Ситуационный план участка по предлагаемому проекту
Размеры и рас положение указанно го участка земли как нельзя лучше отвечают решению поставленных задач:
• непосредственная близ ость к огромному городу, что поз волит тысячам зрите лей легко добираться до С К;
• непосредственная близ ость к новому району Москвы Ново-Передел кино (86,0 тысяч жите лей), что сводит к минимуму затраты на ст роите льст во инженерных коммуникаций и электро-, тепло-, газо-, во до-привязок. Для того, чтобы попасть на территорию СК, жител ям Ново-Передел кино до статочно будет перейти на другую сторону Лукинской улицы, что поз волит превратить СК в зону отдыха района и значит ельно увеличит число зрите лей и посетите лей СК;
• удобное транспортное сообщение с Москвой и районами Ново-Передел кино, Солнцево, Кунцево, Очаково и Теплый Стан. По Мичуринскому проспекту и Боровскому шоссе проходят автобусные маршруты городского транспорта, а по железной дороге от Киевского вокзала до станций Передел кино или Мичуринец постоянно курсируют пригородные электрички.
3. Проектирование С К может взять на себя Центральный научно-исследовате льский институт эксперименталь но го проектирования им. Б. С. Мезенцева (ЦНИИЭП), специализирующийся на проектировании спорт ивных сооружений. АО необходимо будет заключить до говор с ЦНИИЭП, выдать техническое задание на проектирование СК и осуществлять контроль за выполнени ем задачи. По окончании проектных работ, АО про ведет подбор на конкурс ной основе Генераль но го подрядчика на производст во ст роите льных работ и будет осуществлять контроль за качест вом и срока ми выполнения работ.
4. Решение четвертой задачи представляется одним из важнейших моментов в достижении максималь ной эффективности эксплуатации комплекса. На решение этой задачи должны быть брошены основные силы созданно го АО.
Под решени ем организационных задач понимается:
Проведение длите льной (2-3 года, то есть период ст роите льства) рекламной кампании в средствах массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы), выпуск рекламной продукции (майки, кепочки, календари, открытки, объявления и т.д.) с информацией о будущей деяте льности СК, стимулирование демонстрации по каналам ЦТ трансляций зарубежных со ревнований по автогонкам, стимулирование ввоза на российский рынок зарубежной видео-продукции (художественных и документальных фильмов) о со ревнованиях по автогонкам и об автогонщиках и т.п. Целью рекламной кампании должно быть формирование устойчиво го интереса к таким со ревнованиям и их участникам у широких слоев населения, формирование заочной популярности автогонок (на уровне футбола, хоккея или большого тенниса) с таким расчетом, чтобы пик популярности и зрите льского спроса на по добные со ревнования пришелся на момент завершения ст роите льства СК.
Проведение работы с автомобилест роите льными пред приятиями России (АЗЛК, ВАЗ, ЗиЛ, ГАЗ, УАЗ, Ижмаш, КамАЗ и др.), заводами и НИИ шинной продукции, машинных топлив и масел, лакокрасочной продукции, пред приятиями ВПК в плане создания или модернизации существующего гоночно го автомобиля и технических средств обеспечения, отвечающих требованиям проведения со ревнований по кольцевым автомобильным гонкам и конкретно ст роящейся трассе.
Эта работа может про водиться как путем финансирования требуемых разработок, так и путем привлечения указанных пред приятий в число инвесторов проекта или акционеров-участников АО. На каком-то этапе возможно по требуется изменение правово го статуса АО и превращение его, например, в акционерное общест во открытого типа, наделенное правом эмиссии своих акций на фондовый рынок. Привлечение средств от эмиссии акций АО позволит значит ельно снизить финансовую нагрузку на пер воначально го Инвестора, сократить его финансовые риски и популяризиров ать со ревнования по автогонкам.
На этом этапе представляется возможным: привлечение финансовых средств крупных иностранных компаний, специализирующихся в авто бизнесе или являющихся постоянными спонсорами со ревнований по автогонкам (таких как Marlboro, Rothmans, Lucky Strike, Agip, Castrol, Elf, Bosch, Michelin, Texaco, Shell, Champion, Nokia, Basf, Mobil, Slik, Ford, Nissan, Honda, Toyota, BMW, Volvo, Renault, Citroen, Mersedes, Ferrary, Coka-Cola и т.д.;
про ведение работ по приданию юридического статуса будущим со ревнованиям по автогонкам, создание региональных структур, объединение создаваемых команд в ассоциацию, разработка правил и условий про ведения со ревнований, работа с ФИА (Международная автомобильная ассоциация) и другими между народными организациями, под эгидой ко торых про водятся по добные соревнования в Европе и Америке.
5. Плановая экс плуатация СК — это период, отделенный от началь но го момента тремя годами проектирования и ст роите льства комплекса. Под экс плуатацией понимается прибыльная работа всех звеньев, составляющих СК. Это про ведение со ревнований, собирающих полные трибуны, работа сети магазинов, ресторанов, кафе, баров, бассейнов, теннисных кортов, гимнастических залов, бань, гостиниц, детских спорт ивных школ, аттракционов, мастерских по мелкому ремонту, обслуживанию и мойке авт омашин зрите лей, платных стоянок автотранспорта и т.д. Это по лучение доходов от продажи прав телевизионных трансляций со ревнований и размещения коммерческой рекламы на территории комплекса. Это организация работы СК в период между со ревнованиями в течение всей недели с утра до позднего вечера, использование его как зоны отдыха населения, как место про ведения досуга, спорт ивных занятий, обучения детей в спорт ивных школах, как место отдыха после работы, место про ведения народных гуляний и т.д.
В случае успешно го выполнения предыдущих задач (п.п.1, 2, 3 и 4), представляется вполне реаль ной такая организация работы СК, ко торая поз волит полностью окупить все затраты на его создание в течение 1,5 лет.
Одной из задач настоящего бизнес-плана как раз и является доказате льст во возможности мно госторонней эффективной эксплуатации спорт ивно го комплекса для кольцевых автомобильных гонок.
Стратегия маркетинга
В разделе «Характеристика бизнеса» были перечислены семь основных направлений работы для достижения максималь ной эффективности комплекса. Рассмотрим их подробнее.
Перед службой продажи билетов будет стоять задача реал изов ать перед со ревнованиями 48 тысяч билетов в течение 7 дней (срок между двумя со ревнованиями). Часть билетов, может быть даже значите льная, будет продана непосредственно на стадионе перед началом гонок. То есть зрители, не имея билета на руках, приезжают на со ревнования и приобретают билеты в кассах стадиона, рас положенных у входов на трибуны, и у продавцов билетов при входе на территорию СК, на подъездах к авто стоянкам и на самих авто стоянках. Ориентировочное количест во билетов, проданных непосредственно на стадионе перед началом гонок, можно оценить в 30% или 14-15 тысяч штук.
Остальные 34-33 тысячи билетов должны быть реал изованы в сети предварите льной продажи. Для этой цели необходимо организов ать в Москве точки реализации, обеспечив их необходимой техни ческой и рекламной поддержкой, наглядной агитацией в виде плакатов, открыток, календарей, буклетов и т.д. Целесообразно организов ать продажу билетов в местах, куда потенциальный по купате ль может зайти в течение дня, имея при себе до статочную сумму денег, т.е. с целью совершить какую-либо покупку. Это крупные универмаги, супермаркеты, магазины по продаже импортной од ежды, электроники, автомобилей, ярмарки, центральные гостиницы, ночные клубы, рестораны, казино, банки, престижные выставки и т.д..
Для стимулирования предварите льной продажи можно использов ать 5% скидку со стоимости билета.
К неизбежным потерям от носятся 5% комиссионно го воз награждения тем организациям, ко торые будут привлечены для создания точек продажи билетов.
Представляется необходимым организов ать 500 точек предварите льной продажи билетов (ТППБ) с таким расчетом, чтобы на каждую точку, в среднем, легла нагрузка по реализации 70 билетов в неделю. Каждая ТППБ должна быть обеспечена компьютерной модемной связью с диспетчером службы продажи билетов. Это позволит: во-первых, каждому продавцу свободно манипулиров ать всем объемом зрите льских мест, подыскивая подходящие места для каждо го по купателя индивидуаль но. И, во-вторых, избавит службу от необходимости сбора не проданных за неделю билетов и до ставки их перед со ревновани ем в кассы стадиона.
Номера мест, индивидуаль но по добранные и отпечатанные на билете непосредственно в ТППБ, фиксируются на компьютере диспетчера службы и, таким образом, выбывают из «банка» под лежащих продаже.
Наличная выручка каждый вечер инкассируется пред приятием, организовавшим на своих площадях ТППБ, и ежедневно пере водится на счет комплекса.
За диспетчерами службы продажи билетов СК остается контроль за ТППБ, периодическое обеспечение их вспомогате льными и рекламными материалами и техническое обслуживание установленной в них оргтехники.
На ТППБ можно осуществлять бронирование мест и продажу билетов на прочие спорт ивные и культурные мероприятия, организуемые на СК.
Оставшиеся не проданными в сети ТППБ билеты будут реал изовываться в день про ведения со ревнований непосредственно на СК. Для этого на путях движения зрите лей и у входов на трибуны устанавливаются кассы продажи билетов (КПБ). Количест во КПБ может варьиров аться, в зависимости от числа оставшихся не проданных билетов, в пределах от 100 до 250 касс. Сравните льно большое число КПБ поз волит значит ельно сократить время на приобретение билета каждым зрителем и реал изов ать весь остаток билетов в течение 1 часа перед началом гонок.
Реклама должна про водиться постоянно:
а) через средства массовой информации путем организации трансляций со ревнований по ЦТ и каналам кабельно го телевидения, организации специальных теле- и радиопередач, использования газет и специализированных журналов;
б) путем изготовления специальных по лиграфических изданий, рекламных листков, плакатов, буклетов и т.д. и распространения их через сеть ТППБ, КПБ, службы питания и торговли СК, а также индивидуаль ной почтовой рассылкой жител ям близлежащих районов Москвы;
в) путем изготовления различных сувениров, несущих рекламную нагрузку (майки, шапочки, воздушные шары, наклейки, флажки и т.д.) и продажи их через сеть службы торговли СК.
Повышение роста динамики продаж билетов можно обеспечить не только наступате льной рекламной кампанией, но и рядом других специальных мероприятий. К числу этих мероприятий можно отнести:
• организацию системы скидок со стоимости билета;
• создание системы специаль но го премирования как продавцов, так и по купате лей билетов;
• организацию системы бронирования билетов по телефону с последующей до ставкой их по купател ям;
• постоянное про ведение анализа продаж по различным критериям зрите лей, местам и времени продаж, путем опросов и анкетирования зрите лей с целью достижения максималь ной эффективности работы СК.
Стратегия финансирования
Как мы уже определили в предыдущих разделах, на создание спорт ивно го комплекса для «кольцевых автомобильных гонок в ближайшем Подмосковье по требуется — 43745 тыс. долл.
Средства предполагается получить в качестве инвестиций в проект. Как видно из этой таблицы, инвестиции по кв арталам распределяются до статочно равномерно (в среднем 3-4 млн. долл. -в кв артал) за исключени ем 4-го кв артала 1-го года работы, когда вне сение последнего платежа за землю накладывается на начало финансирования ст роите льных работ.
Неко торое увеличение вложений на 3-й год ст роите льства вызвано про ведени ем усиленной рекламной кампании.
Инвестор получает свою долю акций созданно го АО в размере 80%.
Возврат средств Инвестору начнется с момента начала проведения со ревнований на СК. Полностью средства Инвестора будут возвращены через 51 месяц (4 года 3 месяца) с момента начала инвестирования. В дальнейшем Инвестор получает чистую прибыль, размеры ко торой к концу 2-го года экс плуатации СК достигнут 20,0 млн. долл., а к концу 3-го года экс плуатации превысят 55,0 млн. долл.
На рисунке представлена динамика инвестирования проекта и по лучения выручки от экс плуатации СК.
График изменения затрат и доходов в процессе реализации проекта в первые шесть лет.
Отрицате льная область по вертикаль ной оси — рас ходы (инвестиционные платежи), положите льная область вертикаль ной оси — доходы пред приятия.
Инвестиционные затраты растут по мере ст роите льства комплекса и достигают максимума в точке 33 месяца (2 года 9 месяцев). К этому моменту комплекс закончен ст роите льст вом и готов к про ведению первых автомобильных гонок. Для наглядности расчетов мы совместили момент начала экс плуатации комплекса с началом ново го календарно го года (январь). Одна ко понятно, что для избежания естественных потерь, связанных с тем, что гонки в 1-м кв артале про водиться не могут из-за устойчиво го снежно го покрова на трассе, можно рассчитать период инвестиционных вложений таким образом, что начало экс плуатации придется, скажем, на первое воскресенье апреля.
Очередное снижение динамики роста доходов наступает в начале 2-го года экс плуатации (45-й — 48-й месяцы). Эта «полочка» практически горизонтальна и означает, что в этот период затраты на работу СК окупаются доходами, приносимыми рядом служб комплекса, продолжающих работу в период, когда со ревнования не про водятся. С началом про ведения со ревнований 2-го года эксплуатации кривая снова идет вверх. Пересечение горизонталь ной оси в районе 51-го месяца означает полный возврат затрат, по несенных Инвестором на создание комплекса, и наступление момента окупаемости СК.
С этого момента (4 года 3 месяца с начала инвестирования) кривая уходит в положите льную область графика, т.е. в область постоянных и растущих доходов пред приятия.
Резервом роста прибыли СК являются периодически возни кающие в начале очередно го календарно го года «полочки» на графике. Чем скорее службы СК добьются по лучения устойчивой прибыли в зимние месяцы (службы питания, торговли, врачебная, техническая, спорт ивных и культурных мероприятий), чем быстрее СК превратится в зону отдыха и про ведения досуга для жите лей близлежащих районов города, тем быстрее эти «полочки» перестанут сдерживать устойчивые темпы роста прибыли.
Транспортный план
В день про ведения со ревнований по кольцевым автомобильным гонкам 48 тысяч зрите лей должны будут к определенному часу занять свои места на трибунах стадиона. Зрители могут воспользов аться следующими видами транспорта:
Киевская железная дорога до станций Передел кино или Мичуринец;
метро до станции Юго-Западная и далее городским автобусом по Боровскому шоссе до Ново-Передел кино;
личным автотранспортом;
добраться пешком из близлежащих микрорайонов Ново-Передел кино.
В процентном от ношении «зрите льские потоки» можно оценить следующим образом:
Рассмотрим каждый из этих пассажи ро-потоков подробнее.
Если начало со ревнований назначить на 11-00, то основная масса зрите лей будет подходить на стадион в промежутке между 10-00 и 11-00 утра. Поезд от Киевского вокзала до станции Передел кино идет в среднем 26 минут. В промежуток времени от 8-30 до 10-00 отправляется 8 электропоездов по 12 вагонов каждый. Вагон имеет 100 сидячих мест и до 50 человек может стоять в проходах. Если брать в расчет только сидячие места и учесть, что в воскресные дни по утрам пригородные электрички от Москвы практически пустуют, получим, что с этими поездами могут прибыть на стадион в до статочно комфортных условиях более 8 тысяч человек.
Большинст во зрите лей будет использов ать метро. От станции метро Юго-Западная в район Ново-Передел кино ходит несколько городских автобусов. Представляется целесообразным не принимать в расчет эти автобусы по следующим причинам: во-первых, по дороге они делают несколько остановок и поэтому находятся в пути до статочно долго; во-вторых, по воскресным дням эти автобусы подаются слишком нерегулярно.
Для того, чтобы снизить до минимума неудобства зрите лей, необходимо использов ать специальные автобусы-экспрессы вместимостью до 50 сидячих мест.
Автобус может двигаться по следующим маршрутам: Проспект Вернадского — Ленинский проспект — МКАД — Боровское шоссе или улица Покрышкина — Никулинская улица — Мичуринский проспект — Боровское шоссе. На одну поездку туда и обратно тратится 40-45 мин.
Если считать, что первые зрители будут выходить из метро и садиться в автобус в 9-30 с тем, чтобы оказаться на стадионе за час до начала со ревнований, получится, что автобусы могут сделать по две ездки.
Двойной городской автобус имеет 50 посадочных мест, а при пиковой загрузке рассчитан на 110 человек. Если принять среднюю загрузку автобуса-экспресса — 75-80 чел., то нам по требуется — 170-180 автобусов.
Время в пути следования может использов аться для того, чтобы зрители, не имеющие входных билетов, могли их приобрести, а также для подачи рекламной информации.
После окончания со ревнований эти же автобусы будут до ставлять зрите лей обратно к метро.
Автобусы могут выделяться по до говорам с автопред приятиями Москвы. Затраты на аренду автобусов предполагается гасить взимани ем с пассажи ров платы за проезд в размере 1-2 долл.
Предполагается, что 25% зрите лей могут приезжать на стадион в личных авт омашинах. Будут ехать люди со своими друзьями или с семьями, т.е. в каждой машине будет находиться 2 или 3 человека. Это значит, что за 1 час до начала со ревнований необходимо пропустить не менее 6000 легковых автомобилей.
Подъездные пути к СК: Мичуринский пр., Боровское шоссе и МКАД имеют на участке подъезда 3-х и более рядные полосы движения в одну сторону. В воскресное утро эти пути обычно совершенно не загружены транспортом. Светофоры в эти часы работают в «предупреждающем» режиме, поэтому остановки практически исключены.
Несложные расчеты показывают, что даже при движении со средней скоростью 40-45 км/час пропускная способность магистралей подъезда поз воляет 6-7 тысячам легковых авт омашин за интервал времени в один час спокойно добраться до стадиона.
Вопросы единовременной разгрузки автобусов-экспрессов и парковки легковых автомобилей на территории СК и прилегающих улицах решаются создани ем специальных мест выхода пассажи ров, специальных мест парковки, подземных переходов и транспортных развязок, ко торые будут предусмотрены в проекте СК.
Финансовый план
Как мы видим, спорт ивный комплекс для кольцевых автомобильных гонок представляет собой весьма сложный финансовый механизм, в составе ко торого действуют более 10 самостояте льных служб. Часть из них являются чисто затратными, т.е. не приносят прямого дохода, другие могут и должны приносить доход и являться самоокупающимися. К таким самоокупающимся службам следует отнести:
· службу питания;
· службу торговли;
· службу спорт ивных мероприятий;
· врачебную службу.
Если эти службы в результате своей деяте льности не будут приносить доход, а наоборот, будут сущест вовать на дотациях из бюдже та СК, отпадет всякий смысл в их организации. В этом случае гораздо проще и дешевле по до говору, например, с фирмой «Мак-Донналдс», отдать ей все права на обеспечение продуктами питания и организацию сети кафе на территории СК. Это же касается и других по добных служб.
Помимо самоокупающихся служб, есть службы, в составе ко торых действуют подразделения, приносящие доход. К ним от носятся служба охраны и техническая служба.
Служба охраны имеет платные автомобильные стоянки. По нашим расчетам при про ведении со ревнований необходимо обеспечить стоянку 6000 легковых авт омашин зрите лей. Из них 2000 автомашин могут размещаться на крытой стоянке, организованной в цокольном этаже трибуны, остальные на открытых стоянках на территории СК. Стоимость парковки на крытой стоянке — 1,5 долл. в час. Средняя продолжите льность парковки машин в день про ведения со ревнований — 4 часа.
Не трудно подсчитать, что годовой доход от платных авто стоянок составит порядка 840,0 тыс. долл.
В ведении техни ческой службы находятся: автозаправочная станция, мастерские по ремонту и техническому обслуживанию авт омашин зрите лей, а также мойка авт омашин. Подобные услуги очевидно будут пользов аться повышенным спросом при та ком большом скоплении машин.
Мы делаем второе допущение и, для наглядности, принимаем, что затраты на создание, техническое оснащение и экс плуатацию этих двух служб, а также их фонды оплаты труда будут равны доходам от работы этих служб.
Допущение третье. Мы считаем, что в первые три года экс плуатации комплекса основные фонды (оборудование, здания, техника и т.д.) не будут требовать замены, а значит мы будем нести только экс плуатационные рас ходы.
Допущение четвертое. Мы принимаем, что затраты на рекламу, начиная с перво го года экс плуатации, будут полностью покрываться доходами от продажи прав телевизионных трансляций со ревнований и размещения видовой рекламы на территории СК. (Для справки: право телевизионной трансляции только одно го дня соревнований стоит до 5,0 млн. долл.).
Доходные статьи бюдже та СК складываются из:
а) доходов от продажи билетов на со ревнования;
б) доходов служб — питания; торговли; спорт ивных мероприятий; культурных мероприятий; врачебной; охраны; техни ческой;
Статьи доходов | 1-й год | 2-й год | 3-й год |
1. Служба питания | 1167 | 1067 | 1067 |
2. Служба торговли | 760 | 660 | 660 |
3. Служба спорт ивных мероприятий | 940 | 540 | 540 |
4. Служба культурных мероприятий | 407 | 127 | 127 |
5. Врачебная служба | 445 | 245 | 245 |
6. Служба охраны | 650 | 450 | 450 |
7. Техническая служба | 682 | 435 | 435 |
8. Рекламная деяте льность | 4000 | 4000 | 4000 |
Итого: | 9051 | 7524 | 7524 |
в) доходов от рекламной деяте льности.
Таким образом, принимая во внимание сделанные выше допущения, мы можем условно определить доходы по поз. б) и в), приравняв их к требуемым суммам затрат на эти службы и на рекламу.
Считаем, что со ревнования про водятся по воскресениям один раз в неделю, а также, что в период ноябрь-март включите льно гонки не про водятся из-за устойчиво го снежно го покрова на трассе. Продажу билетов на кв алификационные заезды, про водимые за день до основных стартов, не учитываем.
Для стимулирования продаж билетов на началь ном этапе эксплуатации СК представляется целесообразным на первые со ревнования назначить заведомо низкую цену входно го билета. В дальнейшем цена будет постепенно повышаться, одновременно с ростом
Месяцы | Порядковый номер со ревнований | Количест во проданных билетов | ||
1-й год | 2-й год | 3-й год | ||
1. Январь 2. Февраль 3. Март | — | — | — | |
4. Апрель | 1 2
3 4 5 |
40 35 37 37 38 | 190 | |
5. Май | 6 7 8 9 | 38 38 38 39 | 160 | |
6. Июнь | 10 11 12 13 | 40 40 40 40 | 180 | |
7. Июль | 14 15 16 17 18 | 40 40 40 40 38 | 210 | |
8. Август | 19 20
21 22 |
37 35 35 33 | 160 | |
9. Сентябрь | 23 24 25 26 | 33 35 37 40 | 160 | |
10. Октябрь | 27 28 29 30 31 | 37 37 35 35 35 | 190 | |
11. Ноябрь 12. Декабрь | — | — | — | |
Всего за год: | 1162 | 1250 | 1400 |
Средняя стоимость билета, доллары США
Порядковый номер со ревнования | Средняя стоимость билета |
1-2 | 20 |
3-4 | 25 |
5-6 | 30 |
7-8 | 35 |
9-10 | 40 |
11-12 | 45 |
13-31 | 50 |
популярности со ревнований, не вызывая спада зрите льского интереса
Исходя из приведенных в таблицах данных, нетрудно подсчитать годовой доход СК за первый год экс плуатации.
Соревнования 1-2 | 75000 х 20 долл.== 1500000 долл. | |
« | 3-4 | 74000 х 25 долл.= 1850000 долл. |
« | 5-6 | 76000 х 30 долл.= 2280000 долл. |
« | 7-8 | 76000 х 35 долл.= 2660000 долл. |
« | 9-10 | 79000 х 40 долл.= 3160000 долл. |
« | 11-12 | 80000 х 45 долл.= 3600000 долл. |
« | 13-31 | 702000 х 50 долл.= 35100000 долл. |
Всего от продажи билетов: — 50150000 долл. |
Суммарный годовой доход (за 1-и год) составит:
50150 тыс. долл. + 9051 тыс. долл. = 59201 тыс. долл. Расчетная прибыль определяется как:
59201 тыс. долл. — 12813 тыс. долл. = 46388 тыс. долл. Ставка налога на прибыль от про ведения спорт ивных и зрелищных мероприятий — 35%.
Тогда налог на прибыль составит:
46388 тыс. долл. х 0,35 = 16235,8 тыс. долл. Чистая прибыль СК будет равняться:
46388 тыс. долл. — 16235,8 тыс. долл. = 30152,2 тыс. долл.
Таким образом рентабельность спорт ивно го комплекса для кольцевых автомобильных гонок составит:
46388 тыс. долл.: 12813 тыс. долл. = 362 %
Приведенные расчеты показывают, что годовой доход уже перво го года экс плуатации СК (59201 тыс. долл.) покрывает не только текущие рас ходы (12813 тыс. долл.), но и пер воначальные затраты, связанные с проектировани ем и ст роите льст вом (43745 тыс. долл.). И это при том, что не учтены дополните льные доходы от «самоокупающихся» служб СК и от продажи билетов на кв алификационные заезды, что может добавить 20-25% от доходов от основных со ревнований.
Безубыточность работы СК начинается во 2-ом кв артале 2-го года экс плуатации с про ведения 44-го со ревнования. Это видно
Временные интервалы | №/№ со ревнований | Доходы | Затраты | Прибыль | Налог на прибыль | Чистая прибыль |
33 месяца проектир.и ст роит. | 43745 | -43745 | -43745 | |||
1-й год экс плуат. Январь | — | 754,2 | 1067,7 | -313,5 | 0,0 | -313,5 |
Февраль | — | 754,2 | 1067,7 | -313,5 | 0,0 | -313,5 |
Март | — | 754,2 | 1067,7 | -313,5 | 0,0 | -313,5 |
Апрель | 1-5 | 5344,2 | 1067,7 | 4176,5 | 1461,8 | 2714,7 |
Май | 6-9 | 6114,3 | 1067,8 | 5046,5 | 1766,3 | 3280,2 |
Июнь | 10-13 | 7954,3 | 1067,8 | 6886,5 | 2410,3 | 4476,2 |
Июль | 14-18 | 10654,3 | 1067,8 | 9586,5 | 3355,3 | 6231,2 |
Август | 19-22 | 7754,3 | 1067,8 | 6686,5 | 2340,3 | 4346,2 |
Сентябрь | 23-26 | 8004,3 | 1067,8 | 6936,5 | 2427,8 | 4508,7 |
Октябрь | 27-31 | 9704,3 | 1067,8 | 8636,5 | 3022,8 | 5613,7 |
Ноябрь | — | 754,2 | 1067,7 | -313,5 | 0,0 | -313,5 |
Декабрь | — | 754,2 | 1067,7 | -313,5 | 0,0 | -313,5 |
За весь 1-й год | 59201 | 12813 | 46388 | 16235,8 | 30152,2 |
Временные интервалы | №/№ со ревнований | Доходы | Затраты | Прибыль | Налог на прибыль | Чистая прибыль |
По состоян. На начало 2-го года экс плуатац. | 13592,8 | -13592,8 | -13592,8 | |||
2-й год эксппуатац. 1-й кв артал | 1881,0 | 2480,0 | -599,0 | 0,0 | -599,0 | |
2-й кв артал | 28381,0 | 2480,5 | 25900,5 | 9065,2 | 16835,3 | |
3-й кв артал | 28381,0 | 2480,5 | 25900,5 | 9065,2 | 16835,3 | |
4-й кв артал | 11381,0 | 2480,0 | 8901,0 | 3115,4 | 5785,6 | |
За весь 2-й год | 70024,0 | 9921,0 | 60103,0 | 21036,1 | 39066,9 | |
По состоян. На начало 3-го года экс плуатац. | 25474,1 | |||||
За 3-й год экс плуатац. | 77524,0 | 9921,0 | 67603,0 | 23661,1 | 43941,9 | |
Всего за 3 года экс плуатац. | 206749,0 | 32655,0 | 174094,0 | 60932,9 | 113161,1 | |
Всего с учетом времени проект.и ст роит.и 3х лет экс пл. | 206749,0 | 76400,0 | 60932,9 | 69416,0 |
из представленной таблицы , в ко торой приведен баланс доходов и рас ходов.
Чистая прибыль в размере 30152,2 тыс. долл. идет на погашение пер воначальных затрат, связанных с проектировани ем и ст роите льст вом СК.
Таким образом, на начало 2-го года экс плуатации остаток непогашенных пер воначальных затрат составит — 13592,8 тыс. долл.
Как видно из таблицы , во 2-ом кв артале 2-го года экс плуатации СК полностью окупает пер воначальные затраты, связанные с его проектировани ем и ст роите льст вом.
Свежие комментарии